воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Компьютер без головы

Возникла недавно задачка проверить работоспособность неттопов, которые выставлены на продажу (если интересно, см. объявления на OLX: Zotac ZBOX AD02-EZotac ZBOX-BI320-E и на LeterBe: Zotac ZBOX AD02-E). Задача осложнялась тем, что под рукой не было ни монитора (был продан ранее), ни клавиатуры (была списана как негодная для дальнейшего использования). Сначала я рассматривал вариант купить под это дело монитор, однако новые стоили более $70 (2000 грн.), а с б/у-шными связываться не хотелось. Взять у кого-либо монитор напрокат тоже не было возможности. Какие ещё варианты можно придумать? Вскоре мою голову таки посетила оригинальная мысль - ведь компьютеру для работы монитор вовсе не обязателен, а с пользователем он может взаимодействовать по сети. Осталось дело за малым - какую ОС запустить на устройстве без монитора? Об этом и пойдёт речь в данной заметке...

Ubuntu - не панацея

Первым делом я, естественно, стал смотреть в сторону Unux-подобных система, в частности, на Ubuntu, с которой я изредка пересекался и ранее. Однако традиционно в режиме Live CD отключен сетевой сервис ssh и не задан пользователь для удалённого входа. Это всё решается парой команд, но в установленной системе и с контролем через монитор (впрочем некоторые умельцы могут это провернуть слепым методом, но я не из их числа).
Альтернативный способ - установить Ubuntu на каком-либо компьютере на внешний диск, настроить всё, и потом подключить диск к неттопу "без головы". Якобы в этом случае операционка все отличия в оборудовании корректно обработает при загрузке на новом месте... Из доступных девайсов у меня были под рукой нетбук Lenovo IdeaPad S210T и планшет Jumper EZpad 4s, первый из которых вполне мог бы помочь с установкой Ubuntu, но этот вариант я отложил как слишком извилистый.
См. тж. Установка Ubuntu без монитора.

Windows не при делах...

Справедливости ради я поискал в Интернете подходы с использованием Windows, но, признаться, чего-либо внятного и работоспособного разыскать не удалось. Теоретически может сработать альтернативный вариант из предыдущего пункта (установить на одном компьютере и запустить потом на другом), но интуиция мне подсказывает, что переезд установленной системы с Intel на AMD гладко не пройдёт. Экспериментировать я не стал...

Plop Linux наше всё!

В конце концов мне попался комментарий на StackExchange о Plop Linux, в которой сервис ssh стартует "из коробки" и есть пользователь с паролем по-умолчанию. Первым делом я скачал малый образ (размером менее 300 МБ), который благополучно запустился на нетбуке. Убедившись в работоспособности подхода, я подсоединил неттоп Zotac ZBOX BI320-E к Ethernet-порту роутера (настроить WiFi тоже можно, но я заморачиваться с этим не стал) и вставил в USB загрузочный образ (я ZALMAN ZM-VE200SE в режиме эмуляции CD-привода - реально полезная штука), и по характерному миганию светодиода на внешнем диске понял, что процесс пошёл...
Далее дело технически несложное:
  • с помощью Advanced IP Scanner вычисляем IP-адрес загрузившегося неттопа;
  • с помощью PuTTY заходим в систему, используя имя пользователя root и пароль ploplinux.
Вот и всё!
Насколько я понял, Plop Linux допускает гибкую настройку запускаемой операционной системы (можно даже LibreOffice добавить), что открывает широкие возможности для практического применения.
Обратите внимание, что в получившейся конфигурации отсутствует не только монитор, но и накопитель (жесткий диск или SSD). Последний пункт, при необходимости, можно скомпенсировать флешкой или SD-картой, а все данные хранить в локальной или глобальной сети.

Комментариев нет:

Отправить комментарий